Сочинение: "Правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой" по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Два главных героя романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» - Родион Раскольников и Соня Мармеладова представляют собой две противоположные точки зрения на главный вопрос, заданный в произведении: «имеет ли человек право на убийство?». Для Сони вопрос не стоит вовсе – светлая и любящая жизнь девушка свято верит в Бога и его заповеди, поэтому для нее отнять жизнь, значит, совершить смертный грех. Совсем иначе смотрит на это Родион, но и его жизнь заставляет изменить свое мировоззрение.
Поначалу читателя не оставляет стойкое ощущение, что автор поставил своей целью поведать нам историю нравственного падения Родиона, решившего, что чужие жизни ничего не стоят для того, кто «право имеет». Живя в нищете, считая медные копейки, он полагает возможным выбраться из нее, взбунтовавшись против существующих устоев. Однако, именно Соня Мармеладова открывает перед ним всю мерзость задуманного. Сама она всю жизнь жертвует собственной жизнью, чтобы близкие не терпели нужды. Но это не озлобляет ее, не заставляет желать кому бы то ни было смерти. Любовь к людям безбрежная и бескорыстная не оставляет ее ни на минуту.
(Спектакль "Преступление и наказание" в постановке Александра Огарева)
В спорах друг с другом молодые люди не могут прийти к общему согласию. У Раскольникова своя «правда». Он видит, сколь часто негодяи и преступники имеют ничем не ограниченную власть над хорошими и добрыми людьми. Ему кажется, что нужно с этим что-то делать и как можно скорее. Он убеждает девушку, что со смертью Катерины Ивановны детям не останется иного пути, кроме как повторить судьбу Сони, особенно Полечке. Совсем другую «правду» ему показывает Соня. Она убеждена, что даже в самых очевидных обстоятельствах никто не дал ей права судить других, как не дал и Родиону.
По сути оба молодых человека – преступники. Соня продает себя, Родион совершает убийство. Одна убивает себя, второй – других. В глазах общества непростительны оба проступка.
(Спектакль "Преступление и наказание" в постановке Владимира Уварова)
И все же, судьба Сони вызывает безусловное сочувствие, тогда как симпатия к Родиону просыпается в нас только в завершающих эпизодах романа, когда он полностью переосмысливает свою жизнь, нащупывая путь искупления.
И в наши дни актуальность идеи романа нисколько не угасла. Он по-прежнему будоражит умы, заставляя спорить о гранях дозволенного и непреложных нравственных истинах. Вопросы, заданные Родионом – вечны, и каждый отвечает на них с позиции собственной духовности и нравственности…
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.